Меню
ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ

«Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы» - писал А.С.Пушкин. Неужели, действительно, каждое слово оставляет в нашем восприятии такой глубокий след? Да, конечно, мы слышали фразу, что словом можно убить и ведь порой этот «киллер» может ранить или убить даже почти не целясь. Почему нас так задевают слова? 
В эпоху интернета и тотальной анонимности количество злословия, которое красиво назвало себя критикой, многократно увеличилось. Кто-то даже гордо берет на себя функции «правдорубов», считая, что это некая миссия – критиковать, причем с пеной у рта доказывая, что это объективная здоровая критика. Только вот что считать объективным? И уж тем более здоровым? 
Объективно и то, это все равно будет субъективно, может оценить что-то только тот человек, который в этой же области профессионал. Он знает весь процесс создания, например, чего-то. Понимает технологию, риски, сложности, возможности. Он знает, сколько труда, сил, энергии и времени затрачивается на тот или иной интеллектуальный, или любой иной продукт. Критика же - это когда критик объясняет автору, как сделал бы он. Если бы умел... Тот, кто умеет, как правило, не критикует. 
Злословие - это склонность вести речь об отрицательных качествах и недостатках человека, по его мнению, в его отсутствие. В его отсутствие! По этому, вряд ли те, кто много пишут в интернете скажут, чтобы то ни было в лицо, взяв ответственность за свои слова. Только анонимность дает им смелость. Но как сделать так, чтобы злословие не дало им власти над Вами? 

Вы легко попадаете под «пули» злословия если: 

1. Вы не уверенны в себе. Разве кто-то другой знает о Вас больше, чем Вы сами? Зависимость от мнения других делает самой простой мишенью нас для злословия. Самооценка на то и самооценка – ты оцениваешь себя САМ. 
2. Вы привыкли оправдываться. Оправдываться – это неблагодарное занятие. Оправдания – это признание своей «виновности» и защита, а злословие – это нападение и безнаказанность. Злословие знает, что оправдываются люди с низкой самооценкой, у которых много страхов и свыкшиеся с позиций жертвы. 
3. Вы реактивны. Что-то произошло и вы тут же реагируете на это. Эта модель не дает Вам даже возможности выбирать свою реакцию и наблюдать за происходящим. 
4. Вы эмоционально чувствительны. Разве плохо быть чувствительным, спросите Вы? Нет. Но чувствительность часто является следствием пункта первого – неуверенности в себе. И тогда человек как «без кожи», который очень болезненно на все реагирует. 

Как «рикошетить пули» злословия? Как устоять перед критикой? 

1. Наблюдать. Наблюдать за своими реакциями и за реакциями анонимных «специалистов». Нам не надо защищаться и атаковать критика. Поставьте реагирование на паузу. Можно попить чай, подышать, выписать на бумаге все свои чувства и реакции по этому поводу. Понаблюдать в этот момент за своим умом и эмоциями. Не подавлять свои реакции, а просто спокойно понаблюдать за ними. 
 

2. Не оправдываться. Когда мы слышим критику, мы бессознательно видим угрозу не только в отношении своего социального положения, но мы также чувствуем опасность для представлений о своем «Я», которые мы сами о себе сформировали. Оправдываясь, это представление мы не защищаем, к сожалению. Мы бьемся только за свои же представления о себе с самим собой. 
 

3. Формировать здоровую самооценку. САМОоценку! Только Вы можете знать самого себя. Другой всегда будет видеть Вас через призму своих представлений о людях и Мире. Другие Вас не описывают, другие Вас чаще всего оценивают, о положив в основу самооценки оценку других – мы всегда имеем бомбу замедленного и не очень замедленного действия, готовую взорваться от каждого нечаянного слова из вне. 

 

4. Смотреть вглубь, сквозь слова. Почему человек злословит? Почему хочет сделать другому больно? Да потому, что ему самому больно. У нас нет задачи его «исцелять», но, видя первопричину, мы можем изменить свою реакцию. И, кстати, смотря «вглубь» слов, мы порой можем увидеть и завуалированный в оценочность комплимент. Просто эмоции не дали увидеть этот бессознательный посыл критика. 
 

5. Не ввязываться в бессмысленные споры. Критик не хочет, чтобы его переубедили. Его задача, обесценивая Вас возвысится самому. Оставаясь сторонним наблюдателем, Вы сэкономите время и нервы. Но, есть и ситуации, требующие вашего ответа. Когда не следует молча принимать любую, даже самую несправедливую критику. Иногда все же следует обратить внимание на недостатки критики или на несоответствие ее своему предмету. 
 

6. Использовать критику как импульс для своего развития. Не принять критику как то, что надо срочно в себе исправлять, а отследить свои слабые стороны через наблюдение за собой и своими реакциями. И с энтузиазмом и благодарностью ко всей ситуации заняться собой и своим развитием. Критика – это тренажер для Эго. «Натренированное», имеющее иммунитет к злословию Эго – залог уверенности в себе и адекватной самооценки. 
 

7.  Не избегать и не бояться критики. Это неизбежно. Не критикуют только тех, кто ничего не делает, и кто не интересен. Злословить по их поводу скучно и не возвеличивает самого критика. Злословят? – Значит Вы и Ваша жизнь интересны. Порой, даже более интересны, чем собственные жизни самих критиков. 
 

8. Помнить, что критика описывает не Вас, а того, кто критикует. Осуждение вовсе не означает, что замечание справедливо. А форма осуждения говорит больше о том, кто ее сотворил, чем о том, кому она предназначалась. 
 

9. Отпустить свое убеждение, что надо быть идеальным. Идеальных нет. А ошибки – это только возможности для роста. Всегда останется место для несовершенства, и это прекрасно. Это делает нас уникальными, а не идеальными. 
 

10. Продолжать идти к своей цели. А единственный способ в этой жизни избежать критики – это ничего не говорить, ничего не делать и быть никем. 

Мнение других людей о Вас не всегда соткано из реальных фактов. Чаще всего оно является лишь результатом их личных домыслов, проекции своих страхов и неудовлетворенности на Вас. Так же негативное впечатление о Вас или о вашей работе сложилось у людей в результате беглого эмоционального впечатления, их склонности обобщать и не видеть в целом. Злословие – это только его личная проблема, критика, а не Ваша, даже, если в этом мнении есть какая-то истина. Возьмите эту истину и будьте Великодушны к злословцу, чем может, тем и делится с Миром.

 

К списку статей
Пройдите бесплатный видеокурс "Азбука развития сознания" от Алексея Похабова
Пройти курс
Записаться в Arcanum